Заявление для СМИ и Интернет–ресурсов
Художественного руководителя Группы
Московских Художников «ИСКУССТВО ДЛЯ ЖИЗНИ!»
Виктора Сергеевича ОМЕЛЬЧЕНКО (Виктор ОМ)

 

…Не нужно манифестов и призывов!!!

Они — как ветры мая — пространны и пусты!

В столетьи прошлом был их переизбыток.

 

За частоколом словоблудий порой терялись и сами творенья…

Крики – всё порушить — и потом… неслись из каждой подворотни.

Но так и остались — лишь эхом здоровых глоток, а ВЕКОВЕЧНАЯ РЕКА ИСКУССТВА, как текла безмятежно и величаво – так и течёт по-ныне!

Но!

Напрочь улетучилась — Радость!

Да-да, радость созерцания живописного произведения, и- вдруг вспыхнула борьба амбиций, и всё за этим производное — ложь, фальсификация, зависть, воровство, и непреодолимая звериная страсть к стяжательству- и- криминал!

Живопись обратилась в способ добычи «халявных» миллионов.

 

Произведение живописи потеряло исконную самоценность — приоткрывать чудо мира красок и гармонии, очарования колористического видения и магнетическую силу цвета!

Более это не обсуждается ни среди «знатоков», ни средь творцов…

Забыт и зов великих: — «Где дух не водит рукой художника – там нет искусства», и — « Задача искусства – волновать сердца!»

 

Деньги, доллары «властители дум» — и власть их — безгранична!

Давно уж они начали свою игру…

 

Их устремления – покупка дорогого лота с аукциона — теперь это считается социальной роскошью, а покупатель втайне рассчитывает, что данная покупка поднимет его статус на ступеньку выше, по – безудержно – манящей вверх социальной лестнице!

 

Сегодня торги на аукционах Кристис и Сотбис, являются мировым событием в сфере искусства и бизнеса.

Обязательно!

– и – бизнеса!

Эта сфера является — главной!

День торгов – магнетическая сила для бомонда и бизнесменов

Смело скажем – Всего Мира!

 

Событие — с «грохочущей помпой и треском» освещается всеми СМИ!..

И здесь, в медиапространство потоком врывается словоблудие — отрабатывают своё специалисты по- искусству, живописи, искусствоведы, журналисты, писатели, и верно служащие при аукционнах авторитеты. Шквалы словес льются на «обречённые головы» потенциальных покупателей. В хаосе иностранных терминов, новоявленных понятий, ни один благоразумный человек уже не в силах хоть что- то понять

Спасибо природе – она предусмотрительно ограничила наше восприятие…

 

Всё это не новь…

Ещё в прошлом веке немецкий писатель, Эрих Мария Ремарк, с нескрываемым сарказмом бросил:

 

«Думаете, люди, которые пишут о картинах, разбираются в них больше? Скажу вам по секрету, о картинах нельзя писать – как вообще об искусстве.

Всё что пишут об этом, служит одной цели — просветить невежд. Писать об искусстве нельзя. Его можно только чувствовать».

 

Очень недвусмысленно написала в одной из своих книг русская писательница и искусствовед Ольга Чайковская. Ответ её на «болезненную» тему для искусствоведов, звучит недвусмысленно:

 

«Произведение искусства, в частности живописи, не нуждается в комментарии хотя бы уже потому, что оно само исчерпало свой сюжет, да к тому же его язык на язык слов не перевести. Впечатление зрителя от сочетания тонов , точности линий, игры светотени, как правило, бессловесно. Всё сказанное, в конце концов, будет бесконечно бледнее самих красок, линий и теней – слово и живопись живут в разных рядах и друг друга выражают весьма приблизительно»

Но в самой проблеме комментария к произведению искусства содержится некая сложность…

Надо ли вообще что-то знать о произведении живописи до того, как его увидишь?

Не мешает ли это непосредственному восприятию?

Не сбивает ли нас с толку, например, всемирная слава той или иной картины, известие, что её крали ввиду её неслыханной цкны и её разыскивал даже Интерпол, что её общение со зрителем приобрело особый характер ( говорят, Мона Лиза («Джоконда») Леонардо да Винчи получала письма!), что её воздействие на зрителя уже почти гипнотическое. Не рискуем ли мы подпасть под чужое влияние, да ещё умноженное многолетней традицией, подогретое ажиотажем, который не только не приблизит нас к произведению искусства, а уведёт от него…

 

И ещё… ну зачем нам знать, как создавалась картина? В какой среде, в каком кругу людей и обстоятельств? Надо ли нам, например, знать имя той молоденькой женщины, чьё очаровательное личико повторяется в картинах Сандро Ботичелли, и достигает неповторимой прелести в «Рождении Венеры»?

Если мы даже доскональнейше изучим жизнь Флоренции 15 века, её быт, нравы, историю, станет ли нам её лицо понятнее и ближе?

Разве жизнь маленького немецкого княжества, где творил Бах, хоть как-то поможет нам в постижении глубин его гениальной музыки, разве она уже не вне времени, как и лицо Ботичеллиевой красавицы, разве не общаемся мы с ними непосредственно, запросто минуя века и совсем не нуждаясь ни в чьих комментариях?

Казалось бы, наоборот, нужно отбросить все второстепенные подробности жизни, забыть все исторические подробности, да ведь они и забываются, и исчезают сами собой.

 

Только – увы!-увы! …Ну кто теперь над этим задумывается, и кто всё это читает?

 

Если картина значится в каталогах Кристис и Сотбис – это главнейший показатель её ценности – и он — не оспорим!

Итог рекламно- маркетинговых атак аукционных домов…

А главной задачей каталогов, является убеждение человека в «чрезвычайной необходимости покупки!»

 

Вот что сказал Альфред Таубман ( собственник сети магазинов в США, купивший в 1983 году «Сотбис»): « Продажу произведений искусства можно сравнить с продажей пива. Это лишь вопрос заинтересованности. Людей нужно убеждать, что они хотят – картину или пиво»…

 

Какова же судьба живописного произведения после всех торговых манипуляций?

Вот эпизод, он ярче любых слов…

 

…Урбанистический рай! Огромный зал в пролёте нескольких этажей, с лестницами, галереями и отдельно стоящими стендами… На стенах и стендах картины, картины, картины… Не просто картины — ШЕДЕВРЫ!

Личная картинная коллекция – галерея финансового магната олигарха.

Мертвящая тишина — только шаркаюшие шаги очень одинокого старого человека.

Назойливо шаркают ботинки по- дорогущему мрамору пола, украшенному замысловатыми изразцами…

Это владелец бесценных сокровищ мировой живописи. Так законченный эгоцентрик – одиночка, доказывает миру людей своё превосходство, избранничество, ненасытную усладу своего Я!

 

По его представлениям плебс не достоин наслаждаться и вдыхать ароматы мастерства подлинников великих живописцев. Достоин – только ОН!

Так что слова классика мировой литературы Толстого, звучат для дней

нынешних весьма не точно:

 

«Великие предметы искусства только потому и велики, что доступны и понятны всем».

Нет, Лев Николаевич, доступны… далеко не всем (преградой здесь — охрана, видео наблюдение, самые изощрённые приспособления слежения, и пр…)

Образ сей картинки, типичен для нынешней общественной формации.

 

А что же простой зритель? Он – шедевры не увидит… Только в репродукциях.

 

Но было ведь в истории иное… Было!

 

…Бездорожье просёлка в глубинке России… Времена «преданий старины глубокой»!…

По- дороге — тракту, шагает парень, рослый и розовощёкий.

 

Торговец – коробейник!

 

 

Шагает бодро, чуть «навеселе», свистулькой детской забавляясь, напевает…

Певец симпотный в конопушках, с «косою саженью в плечах»… Добро он излучает и чистейшую, почти святую, искренность… А стайки птиц и разноцветных бабочек да мотыльков- полёвок его сопровождают.

 

А вот и деревня — за свежими пахучими стожками… И на околицу вырвалась, точно стайка воробьёв, ватага ребятишек… с криками –Ура!

— Фролка – Коробейник принёс свистульки, леденцы сластёнам, да разноцветные картиночки — Лубки!

 

Не счесть теперь, сколь Фролок – коробейников, бродило по тем дорогам…

 

Так разносили они лубочные картинки ( по- копеечке — ценой!) поучительного и познавательного содержания, а то и просто — тексты песен с иллюстрациями…

 

Главное достоинство лубочных картинок – неописуемая Радость! При помощи Фролок она добиралась даже во все «медвежьи углы», неохватной Матушки-России!

Было-было благодатное время, когда художники и зрители были так близки!

В Москве остались названия улицы, проезда и площади, которые называются — Лубянские! Здесь в 17 веке и размещались мастерские промысла – лубков…

Или – картинок -лубочных.

 

 

Храм Живоначальной Троицы в Листах, на улице Сретенке…

Возле него был большой рынок, где продавали лубки. Развешивали прямо на веревках вокруг храма, и бумажные листы со свежими оттисками красок сушились на ветру, а покупатели разглядывали ярко- красочные картинки, приценялись… и конечно, конечно — покупали!

 

В то же время, в далёкой Италии, возникло направление – Бамбочада.

 

Всё началось с нидерландского художника Питера Ван Лара, прозванного средь колонистов – художников , ин бамбоччио — ( калека, пузырь, нищий…).

«Бамбочада» – изображение сцен обыденной жизни в карикатурном виде, так записал в первом томе «Художественной энциклопедии», её автор, Ф.И.Булгаков.

 

Направление быстро распространилось по Европе…

Это художники…

Братья Бот — Андрис и Ян, Ян Миль, Ян Асселин, Вивиано Кадацци, Себастьян Бурдон, и, другие…

О том, почему жанр стали называть «низким», красноречиво говорит картина Андриса Бота «Поиски гнид при свече».

В этой работе все признаки нового жанра – на лицо!

 

Удивительно, но, несмотря на то, что работы этих художников «знатоки» сразу спихнули в «низкий жанр», нашлись и ценители.

Эти холсты покупались не хуже, «жанра высокого»…

 

В том же, «Золотом веке голландской живописи», появились и «малые голландцы».

То было тоже близкое общение художника и зрителя!

Эти художники — иноземные, были так похожи на лубочников, по — предназначению — для украшения жизни!

 

«Голландский стиль» — «Голландское барокко»…

Художников направления, в котором объединились для создания картин (небольшого размера) так и назвали -«Малые голландцы».

Особенности их живописи – история развития голландского искусства, и – конечно, запросы рынка…

Их картины, предназначались не для замков и дворцов вельможной знати, а для домов простолюдинов. Но отличались особым камерно- интимным характером изображения…

 

Их охотно покупали горожане — ремесленники, торговый люд, и, даже — крестьяне!

 

И маленькие холстики висели в каждом домишке ( как здесь не вспомнить русский лубок… в «дымной крестьянской избе?»)

Не бывало такого в мировом искусстве!

 

Художественная жизнь «Золотого века», отличалась громадной продуктивностью.

В маленькой по- территории Голландии, в то время, насчитывалось две тысячи

активно работающих художников, а вместе с Нидерландами – более трёх тысяч!

Историки делят развитие голландского искусства на три этапа:

 

  1. 1620-е – 1630-е г.г. – установление реалистического направления в живописи.
  2. 1640-е 1660-е г..г. – расцвет голландской художественной школы.
  3. 1660-е – начало 18-го столетия – упадок искусства Голландии.

Кальвинизм – реформаторская религия, и она

не признавала церковного искусства!

Так художники потеряли выгодного и богатого заказчика.

Пришлось искать новые сюжеты…

Окружающая действительность подсказала их, часто шокирующие и неожиданные…

Так быстро завоевало популярность, движение в живописи.

Появились бытовой жанр, натюрморт, пейзаж…

 

 

 

 

 

 

Словом — РЕАЛИЗМ – всё то, что живописцы наблюдали вокруг.

Обозначились и особенности живописи «малых голландцев».

Каждый художник работал в излюбленном жанре. Более того, в каждом жанре существовала своя специализация. Ничего подобного не было ни в одной художественной школе, ни в одной стране. А бывало даже так – над одной картиной трудились сразу несколько художников …

Один писал пейзаж картины, другой людей и птиц, третий натюрморт и интерьер, а пятый прописывал детали убранства и быта, и т. д…

Голландские живописцы отличались удивительной производительностью.

Казалось, был запущен настоящий конвейер по- производству живописных работ.

Случалось за неделю писали по – пять — шесть картин.

Каждый художник при этом работал в своём жанре…

 

Вот наиболее известные мастера :

Арт фон дер Нер – писал только вечерние и ночные пейзажи. Хендрик Аверкамп – пейзаже зимние… Корабли на рейде писали Ян Порселлис и С де Флигер, виды равнин – Ф. Конинк, инткрьеры церквей воспевал П.Я. Санредам, натюрморты – завтраки писали П. Клас и Г. Терборх. Цветы –К. де Хем, писал блестящий бытовой жанр Питер де Хох, блестяще воспел пейзаж Голландии Адриан ван Остаде и его брат Изак… и так далее…

 

Малые голландцы воспели Гимн Жизни, её неповторимости и очарованию, её проявлений даже в самых незаметных событиях и вещах. Они творили для народа, и, стало быть – для Жизни!

И, поэтому, вписали свою страничку о прекрасном в историю мировой живописи…

 

Но что же нынче у нас, в веке 21-ом?

 

Бесконечные судебные процессы, связанные с шулерскими махинациями в сфере искусства, в частности – в живописи!…

Бич наших времён – подделки живописных произведений.Об этом много пишется, много говорится по- теле- радиоканалам, и так много, что утерялась острота явления — оно стало обыденностью…

Ведущий сотрудник Британского музея Пол Креддок на одной из конференций –

»О проблемах преступности в сфере искусства» в Лондоне, озвучил вопиющий факт:

 

«Количество настоящего материала на рынке очень и очень невелико. Большая часть древностей — либо краденная, либо поддельная»..

По компетентному мнению многих экспертов на сегодняшний день на арт-рынке почти 70 процентов подделок!»..

 

В России, Министерство культуры, провело комплексную проверку музеев.

Длилась она почти три года. Инспекторы и эксперты посетили 1881 музейное предприятие.

 

Был определён общий перечень – фонд всех экспонатов.

Их оказалось 73 миллиона.

Но зияют пустоты — не оказались на местах — 242 тысячи предметов искусства!

Они – украдены!

 

Материалы о тотальном воровстве оказались столь «обильны», что позволили Владимиру Рощину составить пятитомный каталог подделок произведений живописи и издать его…

Возникла наша идея – вновь сблизить стихии — Жизнь и Искусство!

 

И, явился каверзный вопрос – Для кого творишь, художник?

Для себя? Для людей? И, значит — для Жизни?

 

Наше содружество — это зрелые люди, трезво понимающие завихрения декаданса и оголтелые призывы к воспеванию (всегда очень патологического) своего болезнного — Я!

Только мы уже не придаём этому значения…

 

Осознанно берём Мы ответственность за духовную ношу, которую возлагаем на себя, повернувшись лицом к Жизни!

И — готовы помочь каждому, идти путём эстетического и духовного роста, включая работу консультативную, индивидуальную, и коллективную…

 

Каждый из нас заявляет на весь мир – Я люблю Жизнь!!!

 

Осознавая катаклизмы социальных потрясений, ядовитых несправедливостей, агрессивность зомбированных людей, и — всё же, всё же!

 

Мы в восторге от самого акта и Чуда Жизни! — Её невыразимым очарованием- красотой, дружбой, человечностью, состраданием — и Любовью! Любовью! Любовью!…

 

Русское национальное искусство, средствами красоты, всегда несло в себе просветительство, эстетическое влияние и навыки любования прекрасным…

Умение открывать позитивные каналы духа, мощь жизнедательных энергий!.

 

Свято верим – переболеет человек недугом индивидуализма, безумного эгоцентризма. Непременно переболеет!

И яростный ветер здоровых перемен , смахнёт в забытьё, полуживотных недочеловеков, и безумцев бросивших свои жизни на алтарь чистогана, накопительства греховных богатств.

В книге «Космических Легенд» Великий Дух заповедал — Будущее будет твориться только СО-О-БЩА! СО-ТВОРЧЕСКИМ порывом и только в СО-ДРУЖЕСТВЕ…

ВСЕ-ОБЩИМ СОЗИДАНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА грядут НОВЫЕ МИРЫ !

 

Отступление это проясняет уровень наших притязаний…

 

 

Вернёмся к нашей теме…

Не та картина особо ценна, за которую заплачена «заоблачная сумма» — ценна та , которой восторгается сердце, и она согревает, радует душу…

Купить картину за фантастические деньги подвиг небольшой… а вот купить недорого замечательное произведение, которое будет передаваться по – наследству – в этом — и точный вкус, и, талант, и — счастье коллекционера!

 

Во всех веках, были люди , которые приобретали картины

современников, и вскоре те, становились Ван-Гогами и Гогенами, Ботичелли и Энграми, Айвазовскими и Малевичами, Брюлловыми, Фелоновыми и Глазуновыми…

 

 

 

Главная ценность приобретаемой картины – незыблема — она должна нравиться, бередить и волновать душу!

А мнения «знатоков» — искусствоведов – вторичны…

 

Много художников, не имеюших профессионального художественного образования, пишут в сугубо индивидуальной манере. В связи с тем- что работы их всё же нравились коллекционерам , «знатокам» пришлось придумать целое направление в живописи, именуемое — примитивизм.

 

Чаще всего и более всего, искусствоведы подводят настоящую экономическую базу под картины, скульптуры и иные жанры и формы, совсем не являющиеся произведениями искусства.

И таких много, их довольно легко продавать,так и зарабатываются огромные деньги, а то, что «вещицы» будут лишь захламлять жизненное пространство приобретателя, никого более не интересует.

Бизнес энд и бизнес! Их постулат – и, молитва!..

 

Где-то в недрах беспредельной зауми важных господ «знатоков», родилось и это: «Художник должен быть голодным!»

Воистину — «премудрость»!

Но здравые физиологи утверждают — голодный человек и думает только об одном — как насытиться…

 

 

А великий авангардист живописи, Казимир Малевич, написал:

 

«Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга»…

 

Настоящие художники, те, о ком говорим –«Он живописец от Бога!»- должны быть «голодны» только в творческом смысле…

 

Хочешь покупать подлинники — приобретай их у современников!

 

И не бойтесь ошибиться в выборе заветной картины…

Главное одно- картина должна вам нравиться ( да-да, именно вам, а не соседям, друзьям, Папе Римскому, или случайным прохожим!).

Кусочек холста, в четырёхугольном обрамлении, должен пробуждать воображение и мысль, уводить вашу жаждущую душу в чарующие духовные странствия…

И — будет правильно!

 

Вновь мы пред ликом нашей позиции…

«Искусство для Жизни!» — так она звучит.

 

Произведения искусства должны украшать, неповторимую, и такую скоротечную нашу Жизнь!

И, не торопитесь, стать глупцом — всю жизнь копить деньги для приобретения какой-нибудь мятой «почеркушки» великого художника, которую он запросто мог выбросить… в мусорную корзину…

 



 

 

Покупать нужно работы современников, помятуя, что художник должен быть ненасытным и «страждущим» только в творческом устремлёнии- всегда безудержном…

 

Завершу сей монолог словами из сонета Микельанджело :

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца…

 

 

Вместо послесловия:

Неистощима Река Искусства! Поэтому Надежда — эта загадочная изумительная субстанция — бессмертна! Она была — Есть! и- пребудет в Веках средь бушующих Энергий Вселенной!

Мы верим — настанет Время и нашим соотечественникам потребуются, как кислород в марсианской среде, произведения «исконно», «до дна » своих художников, которые и предназначены для того, чтобы ободрить, воодушевить Русь — Россию! — и воспитать в нас деятельное правдолюбие, и, пробудить Совесть… наконец!

fin!